Начну с классического примера подмены понятий. В популярной телепередаче "К барьеру!" публицист Михаил Веллер спорил с кинорежиссером Иваном Дыховичным. Веллер в пух и прах разнес понятие "политкорректность", Дыховичный убеждал в необходимости толерантности. В целом из передачи следует, что политкорректность и толерантность тождественны друг другу. Между тем смешение этих понятий ничто иное, как интеллектуальная провокация. Слово "политкорректность", в действительности, маскирует жесткую цензуру, запрещающую называть вещи своими именами. Толерантность, напротив, означает лояльность к чужой мысли и иному выбору. Можно быть толерантным, но совершенно неполиткорректным человеком, и наоборот. Я бы даже сказал, что цензура политкорректности стремится перечеркнуть толерантность.
Как и следовало ожидать, передача, посвященная такой теме, не обошлась без обращения к национальному вопросу. Речь зашла об убийстве русской девочки Ани Бешновой, в котором обвиняют разнорабочего из Узбекистана. Секундант со стороны Веллера спросила Дыховичного, почему убийство русской девушки гастарбайтером не имело такого резонанса, как убийство таджикской девочки скинхедами. В вопросе, по мнению секунданта, уже содержался ответ: толерантность в национальном вопросе приводит к дискриминации русских на собственной территории. Иван Дыховичный был явно не в курсе "дела Бешновой", поэтому ответил общими фразами о гуманизме.
Для тех же, кто, как говорится, в теме, передергивание смыслов было очевидным. Таджикская девочка стала жертвой ксенофобии и погибла именно из-за своего происхождения. В истории же Ани Бешновой национальности убийцы и жертвы не имеют значения. Такое преступление мог совершить и гастарбайтер, и сосед Коля. Это трагедия трущоб мегаполиса, не имеющая национальной подоплеки. К тому же, убийство Бешновой никто не замалчивал. Трагедия активно обсуждалась и в печатных, и электронных СМИ. Более того, бытовое преступление, стараниями определенного круга журналистов, оказалось жестко привязанным к актуальной политической проблематике.
Наверное, многие уже обратили внимание, что с начала экономического кризиса тема иммигрантов снова вышла на "первые полосы". С одной стороны, обывателя стали пугать скорым появлением свирепых банд гастарбайтеров, лишившихся работы в результате кризиса. С другой — этого же обывателя с новой силой принялись натравливать на рабочих-иммигрантов, якобы мешающих русским людям найти работу в критический период.
Характерно, что на гастарбайтеров указала пальцем сама власть. Вспомним хотя бы акцию "Молодой гвардии" против рабочих-иммигрантов, прошедшую с благословения старших товарищей из "Единой России". В этой обстановке убийство Ани Бешновой было закономерно превращено в часть очередной политической кампании против гастарбайтеров. Кроме того, политтехнологи использовали эту смерть для антидемократической пропаганды. Дескать, смотрите люди, к чему приводит толерантность к инородцам. Упомянутая мной передача "К барьеру!" была всего лишь частью большого политического заказа.
Разумеется, власть пока не собирается избавляться от рабочих-иммигрантов. Они слишком "удобны" и как дешевая рабочая сила, и как "материал" для политтехнологий. "Кто виноват в массовой безработице в России? — Конечно, гастарбайтеры". Некоторых граждан России такое объяснение до некоторых пор будет устраивать.
Однако по мере углубления кризиса ситуация может измениться. Уже сейчас многие гастарбайтеры, приехавшие в Россию по квоте или мигрировавшие из регионов РФ в центр, уволены и остались практически без средств к существованию. Основная масса этих людей сегодня слишком занята заботами о хлебе насущном, чтобы подняться на открытый социальный протест. Но кто знает, до чего может довести людей отчаяние? Не стоит также забывать, что иммигранты по определению активны. Есть среди них и достаточно грамотные для того, чтобы оценить создавшееся положение.
Вряд ли в ближайшее время на улицы выйдут толпы недовольных гастарбайтеров, но это не значит, что данная категория населения асоциальна и не способна на бунт. В любом случае, оппозиции важно, чтобы политтехнологии власти, стравливающие обездоленных людей друг с другом, не имели успеха. Ну а завтра, чем черт не шутит… Рабочий-иммигрант может оказаться стоящим плечом к плечу с русским социалистом и либеральным интеллигентом.
Вы можете оставить свои комментарии здесь