Прежде остальных слов, которые будут написаны ниже, я хочу поздравить всех до единого ветеранов Великой Отечественной войны и всех людей, честно проживших эти, возможно, самые страшные годы в истории ХХ века, с Днем Победы.
Именно их, а не нас, той войны не заставших. Но речь не об этом великом празднике, не о Победе, которая всегда будет заслуживать написания с заглавной буквы. Даже тогда, когда эти события, как и любые другие, перестанут быть часть актуальной истории и окончательно перейдут в область исторического предания. Речь о том, откуда вообще берутся национальные праздники и почему их так трудно найти России.
По национальным праздникам – тем, которые есть и которых нет, – можно хорошо понять суть страны и ценности, на которых она основана.
Чтобы не было кривотолков, сразу скажу, что речь идет об официальных праздниках с политическим подтекстом, которые в равной степени почитают власть и простые люди. Новый год, День матери или день весеннего равноденствия не в счет – это праздники сугубо человеческие, народ и государство не образующие. Праздники, о которых мы говорим как о народообразующих и учреждающих основы государственности, разумеется, могут быть не только по радостным, но и по трагическим поводам. Главное, чтобы эти радости и трагедии одинаково искренне переживались и разделялись властью и обывателями.
С точки зрения престижа России, например, победа в войне 1812 года ничуть не менее значима, чем в 1945-м. Тогда мы тоже спасли Европу от тирана, наши войска тоже стояли в итоге в столице поверженного "князя тьмы". Но Россия ведь после известных событий 1917 года категорически отреклась от своей досоветской истории. Поэтому "недаром помнит вся Россия про день Бородина" – всего лишь поэтическая строчка Михаила Лермонтова. На самом деле не помнит, потому что власть долгие годы сознательно делала все, чтобы не помнила.
Не может быть в России в качестве реального праздника и Дня независимости. Традиционный для многих стран, но только не для империй, он воспринимается как отправная точка образования государства. Но наша страна исторически привыкла подчинять себе чужие земли, а не освобождаться от внешнего ига. Даже несмотря на татаро-монгольское иго, по сути, поддерживавшееся самими русскими князьями, покупавшими у Орды ярлык на княжение и враждовавшими между собой.
Строго говоря, у России нет дня рождения, она учреждалась много раз заново и почти никогда не могла быть учреждена до конца. Празднование Дня независимости – это ведь всегда косвенное признание прежней зависимости от других, а Россия, как империя, такой зависимости не признавала.
Мы и сейчас готовы дружить с откровенными политическими троглодитами и ссориться с цивилизованной частью человечества, только чтобы подтвердить свою полнейшую независимость. Мы и сейчас готовы упрямо настаивать на своем "особом пути", даже если он ведет в очередной исторический тупик.
По причине того же имперского (то есть, по сути, надгосударственного или сверхгосударственного) сознания в России не возможно ничего подобного Дню холокоста. Геноцид евреев и армян был, а геноцида русских сами русские патриоты никогда не признают, раз уж Сталин до сих пор проходит по части выдающихся "имен России". К слову, любая империя, несмотря на лежащий в ее основе национализм, неизбежно оказывается космополитической — раз уж приходится вовлекать в имперскую орбиту другие народы с другой культурой и религией.
Религиозные праздники могут быть государство- и народообразующими только в тех странах, где есть тотальное господство одной религии и реальная массовая набожность населения. России, многонациональной, многоконфессиональной и светской по Конституции, с неизжитыми традициями советского "безбожного царства", этот вариант не подходит по определению.
Праздновать годовщину октябрьского переворота, он же Великая октябрьская социалистическая революция, теперь не решается само государство. Поскольку в 1991 году Россия в очередной раз формально учредилась заново. Да и в советские времена ценность событий 1917 года разделялась далеко не всеми людьми, даже оставшимися в СССР, не говоря уже о миллионах вынужденных эмигрантов. Гражданская война есть гражданская война, и ее последствия изживаются десятилетиями, если не веками.
Отсутствие внятных и общепринятых национальных праздников — верный признак недоучрежденности страны.
День Победы в этом смысле настоящая палочка-выручалочка для российской власти. ХХ век был для России веком поражений и трагедий, а не побед. Зато на этом печальном историческом фоне есть одна победа настоящая, великая, бесспорная.
К счастью, еще есть живые свидетели и участники тех событий. Да только неумолимое время размывает политический ресурс этого, пожалуй, единственного общенационального российского политического праздника. Свои усилия для дискредитации значения Победы прикладывает и само государство: чего стоит хотя бы публичное обещание к 2010 году — через 65 лет после окончания войны! — обеспечить всех ее ветеранов жильем. Уж лучше было делать это молча, сгорая со стыда. Самым молодым ветеранам Великой Отечественной за 80, они прожили после 9 мая 1945 года три четверти своей жизни. Сразу становится понятно, откуда в советском фольклоре родилась горькая шутка про "новые льготы ветеранам Куликовской битвы". То, как наше государство обращалось с Победой и победителями, не делало ему чести.
Между тем без настоящих общенациональных праздников нет нации. В том числе и поэтому России так трудно дается государственное строительство, в самом процессе так много насилия над людьми, а результаты практически всегда, мягко говоря, не слишком удачны. Так что ветераны Великой Отечественной до сих пор спасают Отечество, придавая ему настоящий, неказенный смысл своим подвигом почти семидесятилетней давности.
Оригинал статьи опубликован на сайте Газета.Ru