Сотрудники аналитического центра "Сова" 13 марта представили ежегодный доклад, посвященный ксенофобии и национализму в России.
Как рассказала эксперт центра Вера Альперович, 2012 год прошел для националистов в попытках определиться относительно "болотного" протеста. Этот процесс сопровождался расколом внутри движения. По словам эксперта, рядовые активисты были изначально недовольны тем, что массовые акции проходят под либеральными лозунгами, и практически не участвовали в них.
Пиком присутствия националистов стало шествие по Якиманке 4 февраля 2012 года, собравшее около 1000 правых, пояснила Альперович. При этом лидеры националистов участвовали в крупных акциях, чтобы привлечь новых сторонников. Однако, как выяснили специалисты, им это не удалось, зато была утеряна часть прежних сторонников. Единственный положительный момент во всей этой истории заключается в том, что правые смогли повысить уровень своей легитимности за счет участия в Координационном совете и регистрации партий. Самое интересное, по оценкам аналитиков, то, что националисты, несмотря на неудачи, продолжают участвовать в протестной работе.
Электоральные возможности правых партий пока неизвестны. В то же время в стране около 50 процентов населения в той или иной степени — ксенофобы. Эксперты предполагают, что не всем партиям удастся добиться регистрации, а видных правых вроде Константина Крылова и Александра Белова власть и вовсе не допустит на политическую арену.
Главная тенденция нынешнего времени — это возврат националистов к идее "русского бунта", к риторике уличного насилия: "Год мирных акций вернул правых к радикализму".
Эксперт Наталия Юдина привела статистику преступлений, совершенных на почве ксенофобии в 2012 году. Их число заметно выросло. На первом месте находятся преступления, совершенные по мотивам расизма, — за год зарегистрировано 19 убитых и 187 пострадавших. На втором месте — расправа с политическими противниками, один активист был убит и 54 ранены. Резко возросло число нападений на бездомных.
Агрессия против ЛГБТ-активистов в 2012 году выросла в четыре раза. Эксперты связали это с тем, что закон о запрете гей-пропаганды стал для правых своеобразным "сигналом" к насилию. Лидерами по количеству преступлений стали Москва, Подмосковье и Петербург.
Государство все более неохотно борется с подобными преступниками, а уголовное преследование за прошедший год существенно снизилось.
В 2012 году "по мотивам ненависти" вынесли всего 28 приговоров, в то время как в 2011 году — 60. При этом наказания стали строже, хотя во многих делах мотив ненависти и вражды по неизвестным причинам исключался.
Зато государство активно взялось за тех, кто пропагандирует "запрещенку" в Интернете.
Количество таких приговоров уже в три раза превысило количество приговоров за реальные нападения. В 2012 году суд вынес 89 вердиктов, осудив 104 человека. В основном, судили по статье 282 УК ("Возбуждение межнациональной ненависти или вражды"). Большинство материалов, ставших поводом для возбуждения дел, размещались в соцсетях.
Эксперты констатировали, что
власть не стремится наказать тех, кто совершает реальные преступления, а преследует тех, кого легче всего найти.
Аналитики скептически оценивают введение списка экстремистских материалов в Интернете. Реестр насчитывает уже 1704 позиции, 38 из которых повторяются. Однако реестр является громоздким, и пользоваться им невозможно. Между тем деятельность правоохранителей по признанию тех или иных материалов экстремистскими остается непрозрачной, то есть сохраняется возможность для злоупотреблений, отмечают эксперты.
"Государство много думает об этих проблемах, но никаких решений не принимает. Все его действия не складываются в систему, и в сознании граждан этой системы тоже нет. Мы видим перпендикулярные друг другу меры, популизм и попытки утвердить "правильный государственный" национализм", — констатировал директор центра Александр Верховский.
К популизму в некоторой степени обратилась и оппозиция, заявили эксперты. Заявление КС о необходимости ввести визовый режим со странами Средней Азии они расценили как "интеллигентный популизм, направленный на привлечение нового электората".
Как отметил Верховский, власть никак не собирается решать проблему ксенофобии. Принятая же в конце 2012 года национальная стратегия имеет множество противоречий и никак не отразится на жизни граждан.
Вы можете оставить свои комментарии здесь