Чем на деле обернулась обещанная "либерализация" политической системы? Неопределенно правые, новые силы в старых обертках и любители сдавать региональные отделения под ключ. Мы продолжаем публиковать гид по спойлерским стратегиям современной России. Героями первой части были мастера политической мимикрии и специалисты по командной охоте за голосами. Второй обзор рассказывал о квазиоппозиционерах и "проверенных гражданах" в УИКах. На этот раз корреспондент Каспаров.Ru разбирался в том, как выжить максимум из названия и не прогадать со списком кандидатов.
Единоличный представитель
Выступать от имени широкой политической группы как ее единственный представитель пытаются многие. Убедить потенциальных избирателей в том, что именно эта партия представляет какое-то политическое направление в его "истинном" форме, пытаются многие. В том числе уже упоминавшиеся в первой части "Коммунисты России", постоянно критикующие КПРФ от лица "настоящих коммунистов".
Гораздо более интересный пример — "Правое дело", в свое время "выдавившее" бывшего лидера Михаила Прохорова. Партия возникла задолго до упрощенного порядка регистрации и изначально позиционировала себя как центристская и либеральная. Но через некоторое время организация совершила лихой имиджевый кульбит.
В 2012 году "Правое дело" решило поменять направление и стало заигрывать с националистами. В частности, о новой тактике побеседовал с "Известиями" Борис Надеждин, лидер московского областного отделения партии. Помимо прочего, политик подчеркнул, что в его отделение массово вступают "офицеры и молодые бритоголовые".
Надеждин — выходец из СПС, попытавшийся стать доверенным лицом Путина (но безуспешно) и бывший от него наблюдателем. Кстати, позже политик активно отстаивал тезис о том, что на выборах в Химках "бюллетени посчитали абсолютно честно". Новая позиция политика на удивление точно совпала с обострившейся модой на национализм и патриотизм. Не говоря уже о перманентном желании власти охватить и этих избирателей (тем более что часть националистического электората оказалась вовлечена в протестные митинги).
В ноябре о новой политике партии объявили уже на ее съезде. Вместо либерального электората целью "Правого дела" стали "по-европейски националистические" избиратели. Либерализм решено было постепенно заменить консерватизмом.
В пресс-релизах проект активно именует своих членов обобщенно правыми, а собственные действия подает при помощи заголовков вроде: "Подмосковные "ПРАВЫЕ" примут участие в выборах-2013". Тем самым "Правое дело" пытается присвоить не просто одно политическое направление, а огромный размытый электоральный пласт в диапазоне от демократов до националистов.
Этот спойлер со стажем успел сыграть свою роль и в 2012 году. Так, на выборах в Заксобрание Краснодара "Правое дело" выдвинуло участников с такими же фамилиями, как у кандидатов от "Яблока". Произошло это, что интересно, в последний день регистрации.
Заслуживает отдельного внимания позиция "Правого дела" после выборов 14 октября 2012 года. После них партия разразилась заявлением, в котором обвиняла в "полном провале оппозиционных политических сил страны" белоленточников.
При этом в пресс-релизе активно повторялся тезис о "безоговорочной победе" "Единой России", белоленточники же обвинялись во всех возможных грехах, включая низкую явку на выборах. Заканчивалось заявление потрясанием кулаков, и решительными обращениями к неизвестным силам:
"Меньше чем через год нас ожидают новые выборы, и в целях предотвращения краха оппозиционных политических сил "Правое дело" настаивает на ограничении вплоть до полного запрета любого упоминания белоленточников в связке со словом "оппозиция".
Так, походя, проект сделал агрессивную, но малорезонансную попытку присвоить себе не только лейбл "правые", но и единоличное право именоваться оппозицией. Впрочем, называться не значит быть.
В чужой шкуре
Присвоить название некогда популярной политической силы — это довольно распространенная техника политического "рака-отшельника". Новые партии натягивают на себя политическую одежку прежних. При этом какая-либо преемственность вовсе не обязательна.
Такой ход дарит партии дополнительный спойлерский потенциал. В 2012 году к этой тактике прибегли сразу несколько новоиспеченных объединений: Аграрная партия России, Народная партия, Партия пенсионеров (две последние не имеют никакого отношения к своим одноименным предшественникам).
Показателен пример новой Аграрной партии. Прежняя прекратила свою деятельность в 2009 году, счастливо влившись в "ЕР". Но в 2012 году зарегистрироваться по новому закону неожиданно захотела даже не одна организация, а целых две группы "аграриев". Обе подали заявку. Удача оказалась, что понятно, на стороне сторонников консолидации с "Единой Россией" (их конкуренты были против). Союзник нынешний партии — ОНФ.
Бывший лидер партии (2004–2008 годы), а ныне президент Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) Владимир Плотников теперь входит в бюро высшего совета ЕР. Аграрную партию возглавляет Ольга Башмачникова, заместитель исполнительного директора АККОР.
Самоликвидация
Помочь власти спойлеры могут, снявшись с выборов в нужный момент. Такая форма поддержки нужна редко. Но если к ней прибегают, спойлера она выдает с головой.
Такая "услуга" понадобилась "ЕР" на выборах губернатора Брянской области. Кандидатом от партии власти выступал действующий губернатор Николай Денин. 5 октября 2012 года по жалобе кандидата от КПРФ Вадима Потомского он был снят с выборов решением Брянского областного суда. Причиной стало то, что губернатор при выдвижении предоставил недействительные подписи. Однако 11 октября решение Брянского областного суда отменил Верховный суд. Денин снова стал кандидатом в губернаторы.
Что любопытно, депутат Госдумы от "ЕР" Ирина Яровая заявила о восстановлении Денина, опередив Верховный суд: заседание должно было начаться только через несколько часов.
Но непосредственно после первого суда "Единой России" нужно было определиться с дальнейшими действиями и не допустить победы чужого кандидата (в отсутствии своего). И вот заявление об отказе баллотироваться подал выдвиженец от ЛДПР Михаил Марченко. За ним неожиданно ретировался кандидат от "Яблока" Андрей Пономарев. Теперь "ЕР" оказалась в безопасности: если бы 14 октября в бюллетенях для голосования осталась только фамилия Потомского, выборы бы отложили до марта. К тому времени уже восстановили бы Денина. А если нет, можно было бы подобрать нового кандидата.
Снявшегося с выборов Пономарева из "Яблока" исключили. Вопрос об этом сразу после инцидента поставил Митрохин. "Яблоко" сочло, что своим решением поддержать Денина Пономарев нанес партии политический ущерб.
Партия в аренду
Еще одна доступная и, вероятно, экономически выгодная стратегия политтехнологического проекта — совмещать спойлерство и франчайзинг.
В нашем случае франчайзинг — это такой вид отношений между субъектами, при котором одна сторона передает другой право на использование бренда и политической стратегии. На практике это происходит так: в регионах партия сдает свое название "в аренду" посторонним политическим силам. Такой услугой пользуются местные политики, не сумевшие самостоятельно зарегистрировать партию, но страстно желающие попасть в региональное законодательное собрание. До такой степени страстно, что расцветка флага, под которым они пройдут в него, оказывается непринципиальна.
Так, одна из богдановских партий — Союз горожан — во Владивостоке "приютила" весьма оригинальную группу "политиков". Кроме прочего, потенциальные депутаты ничего не знали о бренде, под маркой которого собрались в Думу. Об этом можно судить по высказываниям самих "представителей" регионального отделения проекта, прошедших в прежнее заксобрание от ЛДПР и СР.
На своей пресс-конференции "горожане" путали дату выборов, не могли определиться, кто из них лидер, и оказались бессильны рассказать о численности своей партии. Не смогли они поведать и о том, кто же возглавляет Союз горожан на федеральном уровне. Пришлось отговариваться, что такого человека нет, как нет в партии и никакой "вертикали".
В этой неосведомленности, как оказывается, нет ничего удивительного — такова идеология богдановских проектов. Как рассказывал партийный креатор, он задумал зарегистрировать целых 30 организаций. "Ведь бизнесмены и политики понимают, что собственная партия всегда остается при вас как политический капитал и вы всегда можете приторговывать местами в ней в соседнем регионе", — поделился планами политтехнолог-массон с Profile.Ru.
В более мягкой манере об этом высказался заместитель Богданова Смирнов. Он поведал корреспонденту Ленты.Ru, что Демократическая партия России "предложила ряду партий услуги по бухгалтерскому обслуживанию и рассылке пакетных документов по регионам".
"Кроме этого, мы кое-где на местах помогали найти председателей региональных отделений", — признался бывший кандидат в мэры Химок. "По его словам, где-то партия оказывала услуги "по дружбе" (например, лидеру Социал-демократической партии Виктору Милитареву), а где-то — за деньги",
— передает издание слова Смирнова.
Значительная часть спойлеров уже успела проявить свои способности. Скорее всего, не меньше таких партий запрятано у власти в рукаве и их держат про запас. Козырями эти силы не назовешь — их собственный электорат предельно мал, если вообще существует. Тем не менее, как показывает опыт выборов 2012 года, при достаточном количестве таких партий, с учетом привлечения пропагандистских и административных ресурсов, выгодная власти комбинация складывается с поразительной легкостью.
Весьма вероятно, что многие новички еще проявят себя на следующих выборах. Вполне возможно, какая-то их часть создавалась как раз для этого, и потому в 2012 году еще не успела показать себя в деле. На это, кстати, указывает и "волновой" характер регистраций: непосредственно после изменений в законе, перед выборами в региональные заксобрания, после них.
Процент сомнительных партий от общего числа зарегистрированных феноменален. Реальных политических организаций единицы, спойлеров — десятки. Нельзя сбрасывать со счетов и более крупных политических игроков, ситуативно готовых исполнять роль спойлера.
Тут и парламентские "борцы с антинародной властью" из КПРФ, и две дополнительные опоры "ЕР" в думе — "СР" и ЛДПР (достаточно вспомнить позицию всех троих по выборам в Жуковском), а также самопровозглашенная "легальная оппозиция" — "Гражданская платформа". Новая "либеральная" система регистрации только добавила еще одну объемную ложку в без того переполненную бочку дегтя.
Вы можете оставить свои комментарии здесь