Сейчас трудно представить, но два года назад столицу сотрясал вопрос о приезжих с Кавказа и гастарбайтерах (в терминах Навального "узбеков Собянина"). Но эту истерию за восемь лет до этого подогревали "цивилизованные русские националисты". В процессе "подогрева" была создана "теория ордынской власти". Дескать, коварная власть хочет населить русскую землю таким числом "раболепных от природы" азиатов, чтобы ни о каком протесте и не могло быть речи. На ответвлениях этой теории самопроизвольно (как, согласно Аристотелю, жизнь в грязном белье) рождались тезисы о власти (местной), сплошь купленной кавказцами и таджикскими дворниками...

Этническая мобилизация в духе рогозинского клипа "очистим город" (10 лет назад партию нынешнего вице-премьера сняли с выборов в Мосгордуму - за расизм в этом клипе) уже два года как прошла, сменившись антиукраинской и антизападной имперской мобилизацией, но идея "ордынской власти", т.е. глубокой чуждости России властей предержащих, не исчезла. Она воскресла в тезисе Олега Кашина о тотальной враждебности нынешнего государства России, и, следовательно, необходимости для всякого честного интеллигента быть от власти максимально отчуждённым.

О том, что данные доктрины очень напоминают кальку с рассуждений в стиле Квачкова или Миронова-мл., да хоть бы и Зюганова, об "оккупационном правительстве", говорить банально. Можно только похихихать на тему о том, как можно поддерживать Путина, обзывая назначенное им правительство "оккупационным" и "марионеточным (от Обамы, естественно)"...

Сложность в том, что эта сугубо интеллигентская доктрина неявно опирается на архаические народные догосударственные слои менталитета. Как интеллектуальная игра - это даже захватывает. Но, к сожалению, очень вредит сущностно.

Немецкий народ очень пострадал от правления нацистов. Но никому из немецких антифашистов не пришло бы в голову говорить о тотальном разрыве между НСДАП и Германией. Напротив, тщательно изучались исторические корни нацизма, включая политизацию романтизма как культурного феномена, о чём сразу после войны писал Томас Манн. Именно такой глубокий анализ помог немецким интеллектуалам побороть нацизма, сделать так, чтобы вопреки Брехту, стало ясно: "сиё чрево не будет более вынашивать гада".

В России левая интеллигенция пошла по упрощённому пути. Сперва, после 1917 года - царизм сочли чуждым явлением. И оказались в шоке, когда уже в середине 30-х получили не просто возрождённое, но гиперболизированное самодержавие. В 1990-91 году правой интеллигенцией развивалась доктрина "большевистского эксперимента" над Россией, даже Ельцину, вполне народному и одновременно вполне номенклатурному типу навязали эту позицию.
Я не спорю, манихейский тезис о имманентной враждебности России нынешней государственности, ее "ордынском" характере, очень помогает при формировании революционной идеологии. А сейчас, за три с половиной года, затравленная демократическая интеллигенция все больше превращается в генератор испепеляющей ненависти к путинизму.
Но надо думать и о днях после победы. Не поняв социокультурных корней отечественного деспотизма, в частности, роли византийского цивилизационного наследия, проявления которого, почему-то, упорно норовят отнести на монголо-татарский счёт, нельзя создать новое нормальное государство.
Поэтому надо уметь сейчас находить диалог с частью системы, и одновременно видеть влияние как народных, так и интеллигентских представлений на ту форму, которую у нас принял деспотизм сейчас.

Обозвать налоговиков "баскаками" очень просто. Придумать альтернативную податную систему, экономически эффективную, но не оскорбляющую народные представления о справедливости - страшно трудно.

Евгений Ихлов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены