При обсуждении с культурологом проф. Игорем Григорьевичем Яковенко его будущего доклада о роли рок-музыки в молодежной субкультуре, который он будет читать в Ельцин-центре в Екатеринбурге, я под впечатлением "Второй жизни" архаики: архаизующие тенденции в цивилизованном процессе" Валерии Хачатурян (Academia, Москва, 2009) высказал набор идей, которые мой собеседник попросил меня зафиксировать. Покочевряжившись для порядка, я это делаю.
1. Рок-н-ролл стал в конце 50-х общим кодом молодежной субкультуры, фактически дав ей особый язык и идентичность. В этом смысле появление The Beatles стало для западной молодежи тем же, чем победы Моше Даяна - для евреев мира.
2. Отчётливо виден фронт упрощения ухаживания: век назад и раньше приличный юноша писал предмету своего воздыхания множество писем; затем началась эпоха чтения чужих стихов; ее сменила эпоха совместного прослушивания рок-н-ролла.
3. Одновременно видно и движение фронта инфантилизации фантастики: изобилующую техническими и астрономическими подростностями фантастику сменила та, где они лишь намечены как фон, а затем - одновременно с рок-н-роллом пришло фэнтази. Просто погружающее в мир детской сказки...
4. Реанимация архаических социальных практик и представлений - это не обязательно варваризация [иногда воспринимаемая как симптом фашизации], но, скорее всего, это - мобилизация тех центров психики, котором свойственно целостное мировосприятие, и активизация которых была характерна для архаических стадий социумов и для периода детства и отрочества.
5. Инфантилизация сознания, развивающаяся с одновременным усложнением интеллектуальных задач, играет важную компенсаторную роль, возвращая личность в мир, который "морален", разделен на добро и зло, требует солидарности (товарищеской взаимовыручки), чести, верности и благородства.
6. Начавшийся 60 лет назад массовый переход образованных молодых людей в средний класс - в бюрократию государства и корпораций, т.е. в среды, где карьера и процветание являются итогом "внутривидового дарвинизма" - расталкивание локтями коллег и прорыв по их головам, - привел к такой деморализации, что только искусственное погружение воображения в романтизированный архаический мир помогал сохранить "рыцарские" добродетели. Поэтому душецелительно ассоциирование себя с героическими сподвижниками обоих Бэггинсов и отважными друзьями Гарри Поттера.
! Орфография и стилистика автора сохранены