В жалобе заявители заявили о нарушении статей 6 (право на справедливый суд), 10 (свобода выражения мнений) и 13 (эффективное средство правовой защиты) Конвенции по правам человека. В частности, они полагают, что ролик нельзя считать экстремистским, поскольку в нем критикуется правящая партия и запрет на его распространение нарушает свободу политической дискуссии.
ЕСПЧ спросил у России, соотносились ли суды, выносившие решения, с принципами ст. 10 Конвенции, принимали ли во внимание политический контекст, в котором появился ролик,
задавались ли вопросом о том, каким образом Гарапова и Аронсон должны были узнать о запрете ролика, учитывая, что они опубликовали его задолго до запрета,
был ли штраф пропорциональным наказанием или можно было ограничиться предупреждением, принималось ли все это во внимание при рассмотрении апелляционных жалоб Гараповой и Аронсона в российских судах и не была ли при этом нарушена ст. 13 Конвенции. Минюст готовит ответ на вопросы ЕСПЧ.
Отметим, что в 2014 году ролик "Припомним Жуликам и Ворам их Манифест-2002" приобрел особую популярность среди правоохранителей Татарстана как средство борьбы с экстремизмом. Помимо Аронсона и Гараповой за его размещение штраф получили Ильнур Гарипов и Эльхан Кулиев (они тоже обратились в ЕСПЧ) и гражданский активист Борис Бегаев. В сентябре 2014 года суд по формальным основаниям отказался от рассмотрения дела председателя Общества русской культуры РТ Михаила Щеглова, которого также обвиняли в публикации ролика. В ноябре административный штраф присудили жителю Казани Алексею Богачеву, а в декабре — защитнице детских садов из Казани Лилии Желтухиной. Административное преследование за распространение ролика воспринимается как способ повышения показателей в сфере борьбы с экстремизмом.
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter