Михаил Пожарский:

Есть оказывается важная причина, по которой Ходорковский находит деньги черт знает на что, но не находит на правозащиту. Вы не поверите, но все это для нашего же блага! Чтобы нас, болезных, научить подлинному гражданскому обществу и настоящей взаимопомощи. Взрастить в нас, значит, добродетель. Потому что "есть вещи, в которых процесс важен не меньше, чем результат". Здесь, конечно, стоило бы добавить древнюю китайскую мудрость про удочку и рыбу, но в принципе и так сойдет.

Это, конечно, крайне благородная миссия. Я всячески приветствую. Но нет, дело как бы не в этом. А в том, что есть вот Ходорковский Михаил Борисович, который презентует себя - да-да, лично себя - в качестве альтернативы Путину. А организация "Открытая Россия" презентует себя, в качестве кадрового резерва для времен "после Путина". И здесь важно отметить, что Ходорковский - это вам не рыночник, который за "государство в сторонке постоит", а этатист, убежденный, что вмешательство государства - есть благо.

И как мы можем судить о том, каким образом Ходорковский, в случае исполнении своих амбиций, будет распоряжаться общественными средствами? Благо, у нас есть очевидный маркер - как он распоряжается своими средствами частными. Если нынче он тратит их на всякие сомнительные проекты, а на правозащиту деньги просит у публики, потому что "процесс важен не меньше", то можно ожидать, что и формирование государственного бюджета у него и его команды будет происходить точно таким же образом. Вот, что нужно понимать про Ходорковского и его "кадровый резерв".

Даниил Константинов:

Я когда-то имел несчастье подписаться на обновления "Открытой России", в том числе "Правозащиты "Открытой России". Ну, на рассылку объявлений на мой почтовый ящик, который я завел тогда и которым сейчас почти не пользуюсь. Не пользуюсь, но проверяю. С некоторых пор писем от Правозащиты Открытки стало очень много - слишком много для моей несчастной почты, которой почти не пользуюсь. Новости, "главное за неделю", "не сидим сложа руки", "еженедельный отчет", и т.д. и т.п. Некоторые письма заканчиваются объявлением о сборе пожертвований, то есть фактически предложением помочь им финансово. Не знаю, чем я могу помочь Открытой России финансово, но до поры до времени я не сильно раздражался на эту тему. Делают люди свою работу, помогают кому-то, ну и хорошо. Помочь мне им особенно нечем, к тому же у меня своеобразное отношение к подобным правозащитным проектам (об этом отпишусь отдельно). Но последнее письмо буквально свалило меня с ног. В письме с безобидным названием "Сбор для оштрафованных за обращение к Путину пенсионерок" под крупной фотографией с людьми пенсионного возраста, держащими в руках плакаты, большими буквами написано: "ДАЙТЕ ДЕНЕГ БАБУШКАМ!" Дальше я читать не стал. Просто не смог. 
Что я этим хочу сказать?! Не знаю, пока еще точно не сформулировал. Я пока еще в шоке.

P.S. Хотя нет, я уже сформулировал. Кратко и понятно:

МБХ, дайте денег бабушкам!

Михаил Пожарский, Даниил Константинов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены