С 12 по 14 июля 2020 года на северо-восточной границе Армении с Азербайджаном, в сотнях километрах от карабахского фронта, прошли боевые столкновения с применением тяжелой артиллерии, беспилотной авиации, частей специального назначения. С армянской стороны погибли пятеро военнослужащих, потери азербайджанцев выше на порядок, среди них командующий корпусом генерал-майор и десятки спецназовцев. Армянская ПВО продемонстрировала 11 сбитых и 2 целых боевых БПЛА противника, азербайджанские власти пригрозили бомбардировкой армянской АЭС. С горной гряды, которую теперь контролирует армянская армия, открывается зона прямой видимости проходящих в 10-12 км от границы транспортных и энергетических магистралей, обеспечивающих весь нефтяной и газовый экспорт Азербайджана.
Распад колониальных империй, как правило, сопровождается войнами на их перифериях. Армяно-азербайджанский конфликт стал родовым проклятьем российской империи во всех ее инкарнациях — от романовской до путинской. Сейчас мало кто помнит, но одной из главных причин первой русской революции было восстание армян в 1903–1904 гг., на которое царские власти ответили спешно организованными армянскими погромами в некогда интернациональном Баку. В ходе восстания, охватившего тогда все Закавказье, от Карса и Эчмиадзина до Тифлиса и Баку, армянские революционеры впервые применили против петербуржских властей тактику организованного индивидуального террора, смертельно ранив Кавказского наместника князя Голицина и убив Эриванского губернатора Накашидзе. А поводом к бунту послужил Указ Николая II от 12 июня 1903 года, запрещавший деятельность всех армянских церквей и школ на территории Российской империи и конфисковавший их имущество. Возмущенный таким ассимиляционным грабежом, Патриарх всех армян Хримян проклял "сию богопротивную и каторжную империю зла" (обратите внимание на приоритет авторства известного "мема") и призвал свою паству к сопротивлению. Если стычки армянских крестьян с жандармами еще удавалось замалчивать в печати, то покушения на царских вельмож произвели на российскую публику глубокое впечатление и, как известно, привели к настоящей эпидемии террора, сопровождавшего русскую революцию 1905–1907 гг., в ходе которой пошел отстрел министров и губернаторов, жандармских начальников и высокопоставленных чиновников, исчисляемый тысячами жертв. Напуганный последствиями император спустя два года отменил антиармянский указ, однако было уже поздно. Ни позорно провалившаяся "маленькая победоносная война" с Японией, ни бакинские погромы не предотвратили, а лишь усугубили развал империи, начавшийся тогда и завершившийся спустя десятилетие.
Стоит ли напоминать, что и распаду СССР Кремль столь же опрометчиво пытался противопоставить инспирированные КГБ армянские погромы в Баку и резню в Сумгаите в 1988–1990 гг., выведшие армяно-азербайджанский конфликт на второй виток? Результат был совершенно такой же — развал Советской империи и война отпавших от нее колоний — Армении и Азербайджана.
Социально-политическая эволюция, равно как биологическая, не ищет новых форм, если остаются прежними содержание и результаты опробованных методов. Путинская Россия, начавшая свое кармическое существование с взрывов домов, чеченской войны и террористического госпереворота в Армении 27 октября 1999 года, трижды за последнюю дюжину лет прибегала к старому способу упрочения своего влияния в Закавказье — к войне. Однако, в отличие от дарвинской теории, в путинской практике все три раза результаты ее усилий оказывались полностью противоположными ее намерениям. Пятидневная война августа 2008-го с Грузией взорвала все мосты исторической, православной и политической близости Москвы и Тбилиси. Четырехдневная война апреля 2016-го и трехдневная война июля 2020 года между Арменией и Азербайджаном в обоих случаях привели к резкому и демонстративному отчуждению обеих воюющих сторон от России. Если Кремль рассчитывал получить от кого-либо из участников конфликта вожделенное приглашение на ввод своих "миротворческих сил" в узкую 30-километровую зону линии огня, где проходят межконтинентальные газо- и нефтепроводы, а также железнодорожная магистраль из Азербайджана через Грузию в Турцию, чтобы таким образом компенсировать свои геополитические "обломы" в Сирии и в Ливии, то ни в 2016-м, ни в 2020-м ни Баку, ни Ереван не поддались на настойчивые уговоры Москвы выйти из формата переговоров так называемой Минской группы (куда кроме РФ входят США и Франция) и довериться "старой доброй" имперской политике России. Единственное, чего добился Кремль, — это согласие Баку вернуть прокачку каспийской нефти в российскую трубу до Новороссийска вместо прежнего направления Баку — Тбилиси — Джейхан (Турция). Впрочем, эта "уступка" сугубо временная и следующий поворот вентиля в обратную сторону произойдет при следующем же повороте геополитической ситуации.
Что касается Еревана, то назойливые заклинания, проклятья и призывы московских политиков и пропагандистов покаяться и припасть к господской ручке, вернее к сапогу, возымели там должный — т.е. абсолютно обратный — эффект. Уже 5 апреля 2016 года, через сутки после массированного и с трудом отбитого наступления азербайджанской армии по всему карабахскому фронту, тогдашний президент Армении Серж Саргсян вместо ожидаемого Путиным "покаянного" визита в Москву вдруг бросился в Берлин, где на заседании Европарламента открыл своей стране и миру давно и тщательно скрываемый секрет Полишинеля, что "Армения отныне не имеет политического покровителя", имея в виду двуличную и пагубную политику России.
Совершенно таким же образом, сразу после трехдневной июльской войны на северной границе Армении, в 300 км от Карабаха, к абсолютно идентичному выводу пришел и Никол Пашинян, заявив на заседании правительства 23 июля 2020 года, что Армения не может более рассчитывать на защиту России и нуждается в диверсификации своей системы безопасности. За пару дней до этого парламент страны принял, наконец, давно обсуждаемый законопроект об исключении программ на иностранных языках из телевизионного эфира Армении. Единственным иностранным языком телевещания здесь был русский. Российские федеральные каналы отныне доступны в Армении только в кабельных сетях или со спутниковых тарелок. В переводе с армянского дипломатического языка это означает отказ от двухлетних иллюзий нового ереванского правительства о возможности мирного сосуществования с путинской Россией. В более широком политическом контексте это еще и признание поражения так называемой "бархатной революции", которая предложила третью — после грузинской и украинской — армянскую концепцию деколонизации.
Если Саакашвили боролся одновременно с внутренней коррупцией и внешней агрессией России, если Порошенко сосредоточился на противостоянии российской оккупации, не трогая украинскую коррупцию, то Пашинян попытался бороться с армянской коррупцией, не меняя внешнеполитической зависимости от России. Наивная и пустая трата времени, учитывая, что путинские госкорпорации при Кочаряне и Саргсяне полностью завладели всей энергетикой, связью, железнодорожной, газораспределительной, горнодобывающей, финансовой и банковской областями экономики Армении. Попытка Пашиняна стоила стране еще двух потерянных лет после двух потерянных десятилетий власти путинских резидентов в Ереване. Потеря или приобретение господствующих высот на границах Армении и Азербайджана являются слабым утешением для народов за бессмысленно потраченные годы военной лихорадки, коррупции, баснословного казнокрадства и экономического застоя.
Впрочем, изменения в доктрине национальной безопасности и внешней политике всех постсоветских стран зависят не только и не столько от личных качеств их лидеров, сколь от внешне- и внутриполитической ситуации в метрополии. Бунт на Дальнем Востоке, провальные авантюры в Сирии и Ливии, тотальная международная изоляция путинской России вкупе с удушающими санкциями США и ЕС оказывают не менее, если не более заметное влияние на ситуацию в бывших российских колониях, чем бои на их границах. Как пророчески заметил поэт: "Как там в Ливии, мой Постум, или где там?"