До невозможности уже раздражает раз за разом проводящаяся параллель между Нагорным Карабахом и Крымом / Восточной Украиной: провозглашение независимости Арцаха, международно признанной территории Азербайджана, — и захват неопознанными зелеными человечками Крыма и мирными донбасскими трактористами Лугандонии. Причем параллель эту проводят не какие-нибудь тролли или ватники, а вроде бы в других случаях вполне разумные люди. Как вы можете, спрашивают они, возмущаясь агрессией России против Украины, тут же если не с одобрением, то с пониманием относиться с отторжением от Азербайджана ее законной территории? "Крым и Карабах — лакмус для русскоговорящих. Даже самые либеральные демократы спотыкаются если не об Крым, то об Карабах" — такова квинтэссенция этих высказываний.
В данной заметке я не собираюсь рассматривать суть карабахской проблемы или тем более выносить вердикт, кто прав, а кто виноват. Я не эксперт в этой теме, хотя, судя по всему, правы те, кто говорит, что в этой ситуации нет однозначно правых и виноватых и что единственное решение проблемы — садиться за стол переговоров, а война — это преступление. Этой статьей я хочу только разъяснить абсурдность проводимой параллели между войной за Карабах и агрессией России против Украины.
Нагорный Карабах. Большинство населения в Нагорном Карабахе — армяне. Так было и исторически, так было и накануне первой карабахской войны (в 1989 году, по данным "Википедии", армяне в НКАО составляли 77% населения, азербайджанцы 21,5%, и это был еще самый низкий показатель количества армян за годы советской власти. Одна из причин этого состояла в том, что руководство Азербайджанской ССР проводило целенаправленную политику по изменению демографической ситуации в пользу азербайджанцев). И армяне Карабаха обосновывают свое желание быть независимыми от Азербайджана тем, что это исконно армянская территория с преимущественно армянским населением — это просто факт, вне зависимости от того, считают ли сторонние наблюдатели это желание законным или нет.
Крым / Восточная Украина. В Крыму исторически живущий там народ, коренной народ полуострова — это крымские татары. Но они-то как раз никаким боком не поддержали аннексию, наоборот, они более всех других подверглись репрессиям после "возвращения Крыма в родную гавань", целиком в историческом русле сначала царских, потом — советских властей. Аннексия же в основном опиралась на поддержку и "энтузязизьм" переселенцев из других районов СССР, в основном из России и Украины, переехавших на полуостров после Второй мировой войны и занявших дома выселенных татар (прямо как в Простоквашино). Несколько десятков лет проживания на полуострове — еще недостаточный срок для того, чтобы считать их коренным населением Крыма, не так ли?
В случае Восточной Украины говорить о какой-либо коренной нации там вообще не приходится, поскольку нет такой нации — донбассцы. Тем более, по данным историка Николая Алферова, после освобождения Донбасса в 1943 году там осталась лишь треть довоенного населения (результат не только войны, но и голодомора) и регион, опять же, заполнили переселенцами из России и других регионов Украины.
Но дело не только в исторической принадлежности той и другой территории и этнографическом раскладе на ней. Более веский аргумент состоит в том, что ни в Крыму, ни в Восточной Украине — да вообще во всей Украине, в отличие от ситуации вокруг Нагорного Карабаха, не было никаких национальных конфликтов или тем более убийств и погромов — пока в 2014 году туда не вторгся Путин.
О Сумгаитском погроме 27–29 февраля 1988 года, предшествовавшем объявлению независимости Карабаха, помнят, надеюсь, все. Приведу леденящие кровь свидетельства Виктора Кривопускова, в 1988 году — офицера Управления профилактической службы МВД СССР, из его книги "Мятежный Карабах":
27 февраля оперативная информация в МВД СССР об осложнении межнациональной обстановки в Сумгаите поступала неоднократно. По первым данным, складывалось впечатление, что антиармянский митинг продолжился вроде бы стихийно, а без организационного начала горкома партии принял угрожающий уклон. Но потом прояснилось, на той же площади Ленина собрались уже тысячи азербайджанцев, причем многие прибыли вполне организованно и с ведома руководства предприятий и учреждений. Вернувшийся накануне в город первый секретарь Сумгаитского горкома партии Ариф Муслим-заде все же попытался возглавить митинг, урезонить толпу, жаждущую мести армянам, и под флагом Азербайджанской ССР увести ее с площади имени Ленина и за это время вернуть людей к здравому смыслу, проявлению интернациональных чувств и советского патриотизма. Однако многочисленные желающие выступить с трибуны, а среди них были известные в городе люди, такие как директор школы №25, актриса театра имени Араблинского и другие, словно не слышали его, продолжали призывать: "Наказать армян за карабахский вопрос, за азербайджанских "беженцев и мучеников из Кафана", требовать применения к армянам жестких мер, убивать и гнать их из Сумгаита, из Азербайджана вообще". В конце практически каждого выступления звучал призыв — "Смерть армянам". На митинге открыто формировалась атмосфера массового психоза и истерии, в которой люди должны были ощутить себя мстителями за якобы погибших соотечественников в Армении и Нагорном Карабахе (не соответствовавшие действительности слухи, распространявшиеся провокаторами. — В.З.). С трибун взывали к долгу мусульман сплотиться в войне с неверными. Страсти накалились до предела. Обстановка вышла из-под оперативного контроля.
К вечеру 27 февраля трибунные выступления переросли в насильственные действия. Сотни сумгаитских азербайджанцев, распаленных митинговыми призывами, подогретых спиртными напитками, раздаваемыми бесплатно с грузовиков (следствием эти факты установлены), беспрепятственно приступили к погромам квартир армян, их массовым избиениям, убийствам, которые длились до поздней ночи. Государственные, партийные и правоохранительные органы города и республики на беспрецедентные беспорядки в городе не отреагировали. Сумгаит полностью перешел во власть погромщиков!
28 февраля, не видя сопротивления бесчинствам против армянского населения, на улицы города вышло еще большее число азербайджанцев Сумгаита. Многие из них уже были вооружены металлическими прутьями, топорами, молотками, другими подручными средствами, при этом толпа знала свои задачи. Погромщики, разбившись на группы по несколько десятков человек, врывались в армянские квартиры, намеченные заранее. Людей убивали в их же домах, но чаще выводили на улицы или во двор для публичного глумления над ними. Редко кому пришлось погибнуть сразу от удара топора или ножа. Большинство ждали мучительные издевательства. Избивали до потери сознания, обливали бензином и сжигали заживо. Нередки были случаи группового изнасилования женщин и девушек, часто насилие происходило на глазах близких, после чего их убивали. Не жалели ни стариков, ни детей.
А вот что о тех событиях пишет английский журналист Том де Ваал, выпустивший в 2005 году художественно-документальную книгу "Чёрный сад": "Контролировать ситуацию было невозможно, потому что весь город был охвачен паникой. Повсюду толпы азербайджанцев, из дворов раздаются крики о помощи. У нас была охрана, и нас провели в одно место... Я собственными глазами видел растерзанные трупы, одно тело было всё изрублено топором, ноги отрублены, руки, практически от тела ничего не осталось. Они собирали палую листву с земли, насыпали на трупы, потом сливали бензин из стоящих рядом машин и поджигали. Смотреть на эти трупы было страшно".
Слышали ли вы что-нибудь о подобных событиях в Украине, просто о преследованиях русских или каких-либо других наций за все время независимости? А вот после того, как защищать "русский мир" в Украину пришел Путин, таких леденящих кровь историй убийств людей, выступавших против этого международного разбоя, стало немало. Призову в помощь мнение Виктора Шендеровича: "...предсказуемый упрек — в двойных стандартах — раздался по поводу моего различного отношения к Карабахской автономии и ДНР-ЛНР. Эта аналогия работает совсем слабо. Вся история "ДНР-ЛНР" — история, высосанная из путинского пальца. Не было не то что вековых войн за эти земли — не было ни одного выселенного из своего дома или погибшего из-за своей принадлежности к той или другой нации. Не было, пока Путин не пришел "защищать русских".
Да, Нагорный Карабах признается мировым сообществом территорией Азербайджана. Но не находите ли вы, уважаемые читатели, что у армян Арцаха есть некоторые основания опасаться пребывания в составе Азербайджана? В конце концов, когда-то и Косово признавалось тем же мировым сообществом территорией Сербии, а после известных событий — признаваться перестало.
И еще вот какой аспект надо иметь в виду в случае карабахского конфликта, об этом очень точно сказал Виталий Портников: Нагорный Карабах — одна из ловушек, расставленных еще Лениным и Сталиным на случай, если какие-то народы СССР вздумают стать независимыми:
Достаточно посмотреть на политическую карту СССР, на все эти бесконечные анклавы, эксклавы, на присоединения к одной республике районов с этническим преобладанием населения соседней, на границы, проводимые так, чтобы ни одна из союзных республик не могла чувствовать себя уверенно после провозглашения независимости — включая Россию, между прочим. Все это делалось не просто так, каждая линия проводилась со смыслом.
Вопрос ведь даже не в том, что Карабах вошел в состав территории Азербайджана, а в том, как он вошел — чтобы не было никакой общей границы с Арменией, даже намека на нее. И в то же время Нахичевань вошла в состав Азербайджана, но уже без общих границ с ним. Какая филигранная работа!
Карабах стал одним из сработавших капканов. И для армян, и для азербайджанцев — пусть даже оба народа не отдают себе в этом отчет. Да, главной идеей большевиков было раз и навсегда исключить возможность независимости оккупированных ими Армении и Азербайджана. Это не удалось. Но благодаря сталинскому капкану путинская Россия до сих пор имеет беспрецедентные и несоразмерные возможности для влияния на Кавказе. И будет иметь их до тех пор, пока Армения и Азербайджан не выпутаются из карабахской ловушки и не окажутся способны к договоренностям и установлению добрососедских отношений.
В общем, мы вернулись к тому, о чем и я сказал в начале: только переговорным путем, способностью к компромиссам стороны могут решить этот застарелый конфликт и избегнуть еще большей крови, чем та, которая уже пролилась. И ничего общего с ситуацией в Украине здесь нет, и Россия, у которой находиться там нет никаких оснований, должна попросту убраться оттуда подобру-поздорову.
Что, несомненно, случится, рано или поздно.
И последнее. Еще об одной распространенной претензии к армянам: ладно, Карабах, с преимущественно армянским населением, но с какого бодуна они захватили еще семь прилегающих к Арцаху исконно азербайджанских территорий? Известный азербайджанский писатель Рустам Ибрагимбеков считает условием начала переговоров безоговорочное возвращение этих районов: "...семь районов вокруг Нагорного Карабаха, захваченные Арменией "на всякий случай", должны быть немедленно освобождены. Убеждён, что как только это произойдёт, военные действия со стороны Азербайджана будут остановлены и появится возможность сесть за стол переговоров для определения будущего статуса Нагорного Карабаха".
Эти районы захвачены не на "всякий случай"; насколько я понял экспертов в данном вопросе, эти районы — стратегически и для безопасности Карабаха — примерно то же, что Голанские высоты для Израиля. Поэтому отдать их можно будет только после всеобъемлющего урегулирования ситуации, а никак не до него, ибо это равносильно самоубийству. Как остроумно замечает в своем ответе Ибрагимбекову Виктор Шендерович, "мы с Вами не военные стратеги, но тут ведь достаточно здравого смысла: упомянутая Вами прекрасная схема возвращения захваченных территорий ДО переговоров о статусе Нагорного Карабаха возможна лишь во времена, когда лев возляжет с ягненком, ни днем ранее".
Так что, опять же — нужно договариваться. Другого пути сегодня уже нет.