В Японии впервые на уровень парламентских дебатов был вынесен крайне деликатный вопрос, обсуждение которого может быть отдаленным прологом к более конкретной дискуссии о размещении в стране американского ядерного оружия. Поднял тему в бюджетной комиссии нижней палаты парламента бывший министр обороны и весьма заметный депутат от правящей Либерально-демократической партии Сигэру Исиба. 

Он призвал правительство премьера Фумио Кисиды обсудить с США вопрос о введении в отношениях двух стран системы "совместного владения" ядерным оружием. Речь не идет о его размещении в Японии, заверил экс-министр обороны, это, по его словам, не нарушает и отказ Токио от обладания ядерным оружием. "Совместное владение", пояснил он, - это существующая в НАТО система, при которой союзники США получают право на участие в обсуждении и планировании решений, связанных с ядерным оружием в их регионе. 

Ответ премьера Кисиды был предсказуемым. "Правительство, - заявил он, - настроено на самое тесное сотрудничество с США в вопросах обеспечения безопасности, прилагает усилия к укреплению совместного потенциала сдерживания". Однако, по словам премьера, изложенная бывшим министром обороны формула "совместного владения" противоречит отказу Токио от ядерного оружия. 

"Правительство, - подчеркнул премьер, - в соответствии с этим не признает принцип совместного владения и не собирается его даже обсуждать".

Надо пояснить: Япония придерживается т. н. трех неядерных принципов – не иметь, не производить и не ввозить ядерное оружие. Они были провозглашены правительством и затем утверждены парламентом в 1971 году. За это тогдашний премьер-министр Японии Эйсаку Сато даже получил Нобелевскую премию мира. 

В то же время, как говорится, есть нюанс:  три неядерных принципа так и не получили силу закона, хотя все премьер-министры страны в той или иной форме их подтверждают. Но это в любом случае лишь торжественная декларация, которая в любой момент может быть скорректирована. В Токио рассматривают такой подход как компонент потенциала сдерживания и скрытой угрозы в отношении беспокойных соседей, хотя вслух об этом говорить не принято.

Так же и с принципом "совместного владения" - японская элита пока не стремится к размещению на своей территории американского ядерного оружия. Не слышно и разговоров о его самостоятельной разработке – это все еще абсолютное табу. Но создание системы хотя бы частичного и ограниченного подключения Токио к обсуждению вопросов американского ядерного планирования, как полагают на правом фланге правящих либерал-демократов, повысило бы вес Японии, усилило ее потенциал сдерживания и произвело впечатление на Пекин и Пхеньян. 

Такой позиции, в частности, придерживался убитый в прошлом году на политическом митинге экс-премьер Синдзо Абэ, один из самых ярких лидеров японских правых государственников. Он, кстати, был двоюродным внуком того самого Эйсаку Сато, получившего нобелевку за провозглашение трех неядерных принципов.

*  *  *

В Японии пока еще только на цыпочках подбираются к теме ядерного оружия, а в Южной Корее страсти уже бушуют вовсю. Общественное мнение там настроено категорически – невозможно сдержать угрозы со стороны КНДР на основе только существующих возможностей военного союза между Вашингтоном и Сеулом. 

Согласно опубликованным 20 января данным исследования социологической службы Гэллапа, 76 процентов опрошенных в Южной Корее выступают за самостоятельную разработку ядерных вооружений. Армия сторонников подобной точки зрения более чем втрое превышает число тех, кто отвергает столь решительный поворот в оборонной политике страны. 

Так настроены не только правоконсервативные слои общества. В конце 2021 года при теперь уже бывшем президенте Южной Кореи Мун Чжэ Ине, политике лево-националистических взглядов, стороннике братского тепла в отношениях с Севером, опрос на аналогичную тему провел близкий к его администрации Институт объединения. 71 процент участников исследования тоже выступил за обладание ядерным оружием.  

В подоплеке таких настроений, как считают многие знатоки, лежит недоверие к США как к защитнику Южной Кореи. Интеллектуальный класс этой страны очень зациклен на исторических событиях – он, например, помнит о событиях 1905 года: Соединенные Штаты подписали тогда с Японией секретный протокол о том, что Токио признает господство американцев на Филиппинах, а Вашингтон – японское владычество в Корее. В 1950 году государственный секретарь США Дин Ачесон не включил Корею в т.н. линию обороны Соединенных Штатов в Азии. В Сеуле многие до сих пор верят, что это стало одной из важнейших причин вторжения коммунистической армии Ким Ир Сена на почти беззащитный тогда Юг. 

США, кстати, с 1958 по 1991 год размещали свое ядерное оружие на территории Южной Кореи. Поначалу она существенно уступала КНДР и по экономической, и по военной мощи. Авторитарный правитель Южной Кореи генерал Пак Чжон Хи очень боялся, что американцы бросят его страну в случае нового военного конфликта. Поэтому он попытался начать собственную тайную программу разработки ядерного оружия.  

Она была остановлена под нажимом американцев. И вот сейчас в Сеуле вновь опасаются, что Вашингтон может бросить Южную Корею на произвол судьбы уже по новой причине. КНДР демонстрирует все более заметные успехи в разработке межконтинентальных ракет, способных нанести удар по США. В Штатах уже заговорили о том, что ограниченных возможностей систем ПРО на Аляске недостаточно, чтобы гарантированно перехватить массированный ядерный удар со стороны Пхеньяна. В Южной Корее подозревают, что Вашингтон может из-за этого дрогнуть и в решающий момент уклониться от чрезмерного вмешательства в конфликт с коммунистическим Севером.  

На переговорах в Сеуле 31 января министр обороны США Ллойд Остин пообещал союзнику более активно проводить учения в зоне Корейского полуострова с участием атомных авианосцев, новейших самолетов пятого поколения F-35 и F-22. Однако он ничего не сказал о перспективе хотя бы постоянного размещения тех же атомных авианосцев и атомных подлодок с ядерным оружием в районе полуострова. И это, мягко говоря, не развеяло опасения южнокорейцев по поводу своей национальной безопасности.

Василий Головнин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены