Трагедия 7 октября 2023 года в Израиле и последовавшая за нею война в Газе вызвали к жизни, а точнее будет сказать – выявили, гигантский пласт нового левого, по сути - антиимпериалистического, по форме - антисемитского движения, охватывающего возрастную группу приблизительно от 20 до 40 лет, покрывающего собою практически всю территорию современного Запада.

Сегодня мы вынуждены раздельно осмыслять как триггер (новую войну на Ближнем Востоке), так и вскрытую им тенденцию, которую нельзя свести исключительно к поводу, заставившему обратить на нее пристальное внимание.

Нечто подобное только что произошло в России, точнее - в ареале обитания русской культуры, который сегодня значительно шире, чем территория России, так как включает гигантскую эмиграцию. Надо отдать должное команде ФБК, которая сумела сделать свой новый политический проект "Предатели" политическим событием, неким актом (перфомансом), вызвавшим мощнейший политический резонанс (по крайней мере, гораздо больший, чем можно было рассчитывать).

Это событие, как и трагедия 7 октября, неожиданно выявила существование в России параллельного западному, но идентичного ему по сути, пласта левого по своему смыслу идеалистического движения в той же приблизительно возрастной группе от 20 до 40 лет.

Грубо говоря, как бы я лично не был не согласен с посылом фильма Марии Певчих и программы Юрия Дудя, я не могу, перефразируя Ленина, поставить их большевизм им в вину лично. Так или иначе, они являются голосом значительной части своего поколения, и спустя полтора месяца после начала дискуссии по теме "проклятых 90-х" этого невозможно не признать.

Мне кажется, что наметился осязаемый поколенческий разлом по линии "реализм-идеализм". Безусловно, всякое деление условно и не абсолютно, поэтому всегда найдется под рукой и молодой реалист, и старый идеалист, что не отменяет тенденции.

Для моего поколения характерно признание того, как нам кажется, очевидного факта, что мир в целом несправедлив, жесток, скроен под запросы сильных и за счет слабых, является домом зла, где добро живет на правах Золушки. Победу добра над злом мы склонны рассматривать как чудо, и, если оно случается, мы много раз благодарим судьбу за то, что она дала нам возможность стать его свидетелями.

Для того нового поколения, голосом которого являются Мария Певчих и Юрий Дудь, это ненормально. В их картине мира добро обязано побеждать зло (наверное, потому, что они этого достойны – а почему нет?), а люди, которые не встали на сторону добра в борьбе со злом, – предатели.

Я не готов делать какие-то глубокомысленные выводы на основании этих наблюдений, а лишь фиксирую существование в России, как и на Западе, поколенческой базы для нового левого идеализма. Нравится нам, представителям поколения "реалистов", это или нет, неважно - это объективная реальность, которая дана нам и в ощущениях, и надолго. Какую роль новый идеализм миллениалов сыграет в реальном будущем, судить пока не берусь. Допускаю, что он имеет какую-то очень кривую связь с идеализмом поколения хиппи на Западе и, соответственно, нашими "шестидесятниками". То есть все будет тоже очень непросто. При этом, какая-то часть этих идеалистов в России топит сегодня искренне за "русский мир от моря до моря", что делает ситуацию еще сложнее. В любом случае, мы столкнулись с явлением, а не событием, с объективным процессом, а не только с субъективным мненем.

Я даже не могу сказать, хорошо это или плохо. Я сам, а также люди, которые пережили вместе со мной 80-е, 90-е и 00-е в зрелом возрасте (то есть те, на чьих плечах лежала вся тяжесть борьбы за выживание семьи), напоминают мне старого кота из детского мультика, блестяще озвученного Ливановым, который рассуждает о том, что собаки всегда гонялись за котами, что так было и так будет, ибо так устроен мир. А вот то поколение, которому на вылете из 90-х было 10-15 лет, задиристо отвечает мне: "А собственно, почему?". Ну что ж – право имеют, и моя "мудрость" не является препятствием для того, чтобы кто-то мечтал о лучшем мире. Лишь бы в итоге он не стал еще хуже.

Владимир Пастухов

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены