Пока еще есть не очень большой, но реальный шанс не допустить выигрыша Владимира Путина в первом туре, получить во втором приемлемого и избираемого кандидата на условиях "президента переходного периода" (идея А. Пионтковского).
В сложившейся ситуации оптимальным исходом предвыборных переговоров было бы убедить Сергея Миронова отказаться (хотя бы на время) от грандиозных планов быстрого социалистического переустройства страны и взять пока на себя как бы скромную (а исторически — судьбоносную!) роль "технического" президента, ответственного сугубо за установление честных правил политической конкуренции.
Есть еще две важнейшие и общеизвестные группы условий победы оппозиции на выборах: состав избирательных комиссий (особенно территориальных и региональных) и равный доступ кандидатов к СМИ, отмена цензуры (особенно на основных телеканалах).
По обеим группам условий следует усилить давление на Думу, главным образом на членов соответствующих комитетов,
на депутатов "системной" оппозиции — ресурс, на значимость и недооцененность которого справедливо указал А. Скобов. Ведь активность и эффективность думских депутатов в обеспечении условий для честной предвыборной кампании и честного подсчета голосов (парламентские запросы, требования в отношении смены состава жульнических избиркомов, тенденциозности ТВ-каналов и проч.) — это их репутационный капитал, настоящая копилка общественного признания в преддверии будущих, надеемся, досрочных выборов в Госдуму.
Известны наиболее оскандалившиеся фальсификациями территориальные и региональные избиркомы: сейчас самое время местным сообществам выражать им недоверие, требовать от городских и региональных властей замены их председателей, обновления состава.
Организацию думского давления на руководство центральными телеканалами следует усилить еще одним способом, о котором почему-то никто пока не говорит. Ведь телеканалы, хоть и государственные, но зависят от рекламодателей, основные из которых на виду, нетрудно вычисляются. В руководстве этих организаций вполне могут быть люди, сочувствующие протестному движению. Почему бы им не присоединиться к требованиям общественности обеспечить равный доступ всем политическим силам в эфир, тем более в важнейший предвыборный период?
Какие-то фирмы, конечно, не захотят портить отношения с властями. Это их право. Зато у оппозиции и протестного движения есть полное право громко объявить о такой трусости и призвать к бойкоту продукции и услуг ультрасервильных компаний, для которых лояльность начальству важнее признания граждан — потребителей их продукции.
Вообще кроме митингов и шествий есть еще множество возможных и нетривиальных путей по изменению основных условий выборов и настроений в обществе. Это поле для творчества и новых политических практик сейчас гораздо важнее, чем междоусобные разборки ("чистота рядов" против "келейности", "радикалы" против "переговорщиков" и т. д.).
Сосредоточенность на выборах не отменяет задач политической стратегии, которая должна учитывать и возможный проигрыш.
Важная стратегическая задача — расколоть консолидацию режима, последовательно отсекая от него части, наиболее автономные, свободомыслящие и неприязненные к лжи, коррупции, репрессиям и прочим пагубам "вертикали".
Таковыми частями могут быть пресловутые молчащие пока "элиты развития" (М. Афанасьев), бизнес-сообщества, профессиональные и творческие союзы, научные сообщества, а затем уже академии, университеты, офицерские союзы, региональные элиты и т. д. С этой точки зрения ставка должна быть сделана вовсе не на одни "открытые и прозрачные" Главные Переговоры (власти их будут затягивать, а даже если и проведут, то непременно обманут), а на множество регулярных и кулуарных переговоров с наиболее влиятельными представителями элиты, способными сдвинуть позиции, оценки ситуации и стратегии поведения в своей среде.
Нельзя не учитывать и ведущуюся исподволь мобилизацию режима на новое "закручивание гаек". Ответные стратегии известны: расширять протестную коалицию, выстраивать на местах дееспособные организационные структуры, а затем и альтернативные органы власти, максимально резко реагировать на попытки репрессий и политического насилия, при невыполнении законных требований (особенно относительно избиркомов и СМИ) наращивать угрозы гражданского сопротивления и политического неповиновения нелегитимной власти (вплоть до отказа платить налоги), вновь вступать в переговоры уже с новыми "козырями".
Вы можете оставить свои комментарии здесь